Что дальше?

Что дальше?

Мы находимся в глобальном кризисе, и это лучшее время, чтобы подумать о том, каким будет мир после его окончания. Очевидно также думать о том, как пережить кризис, но было бы серьезной ошибкой сфокусироваться только на очевидном.

Ведется много споров о том, как долго продлится пандемия коронавируса, и сколько времени потребуется экономике, чтобы преодолеть кризис. Но вот критически важный вопрос:

Виктор Вальчук
Лидер трансформации

Уникальный онлайн-курс для руководителей, желающих понять суть управления трансформацией бизнеса, осознанно принимать точные и прорывные решения, касающиеся развития предприятия в целом, без риска неудачного завершения и потери авторитета, получить навык руководства такими революционными изменениями. Выпускники курса получат диплом о профпереподготовке.

Тренеры: В.В. Вальчук, В.Е. Краснов. Старт: 5 августа 2024 (273 часа).

ПОДРОБНЕЕ

Каким будет спрос, по сравнению с 2019 годом?

У меня есть сомнения, что он сможет хотя бы приблизиться к уровню 2019 года, и если я прав, то все организации должны срочно найти время, чтобы переосмыслить свою стратегию.

Мы находимся в начале двух разных кризисов – пандемии и рецессии после окончания пандемии, и каждый из них будет влиять на будущие модели спроса, чего мы раньше еще не видели.

«Рыночный спрос» создается вкусами, привычками и предпочтениями потребителей, использующих свои свободные денежные средства. Это ядро мирового рыночного потребления – и именно оно разрушается опасным коронавирусом, который все еще продолжает распространяться. Слишком много людей во всем мире теряют свои рабочие места и испытывают тревогу по поводу своей жизни и благосостояния. Добавьте к этому изоляцию и заботу о пожилых родителях и других родственниках. Все это влияет на наши решения о покупке. Большая часть того, что мы привыкли покупать в «обычное время», предназначена не для того, чтобы выжить, а для того, чтобы наслаждаться. Наличие большего количества денег, чем необходимо, приводит к пониманию: «раз у нас есть свободные деньги, так почему бы не тратить их?». Трудные времена, которые мы переживаем, особенно те, кто застрял дома, влияют на наши предпочтения и, вероятно, могут изменить наши привычки. Неопределенность, когда мы вернемся к стабильному доходу, меняет представление о том, что нам нужно для «хорошей жизни».

Таким образом, осознание опасности для жизни, а также отсутствие достаточно надежного источника денежных средств для удовлетворения наших потребностей ставят вопрос о том, как мы собираемся потреблять, даже когда экономика восстановится после нынешнего кризиса. Сочетание опасности для собственного здоровья и экономической неопределенности может привести к различным долгосрочным изменениям в потреблении товаров.

1. Сокращение или изменение структуры потребления

С одной стороны, очевидное изменение для многих – перейти к более консервативному потреблению, тратя только на то, что кажется практичным и необходимым. Это также означает тратить в целом меньше денег, чем имеется в наличии, что ставит вопрос о способах экономии денег. Реальное поведение фондового рынка будет определять, останется ли фондовый рынок общепринятым способом вложения сбережений в будущем. Новые способы накопления денег могут стать более привлекательными, если смогут убедительно продемонстрировать свою стабильность, а не размер процентной ставки.

Однако этот «консерватизм» является лишь одним из возможных аспектов изменения поведения. Общая «статусная» культура удивлять других своими покупками, может также измениться. Когда угроза скорой смерти становится широко распространенной, смысл жизни и понятие наслаждения жизнью претерпевают изменения. Появится другой набор приоритетов. Изоляция дома подталкивает многих людей к поиску полезных способов заполнить время: читать книги, смотреть больше разнообразных шоу по телевизору и слушать музыку – все это даст свой, возможно небыстрый и неявный, но значительный эффект.

2. Увеличение потребления

С другой стороны, возможна и противоположная реакция на нынешние трудные времена – больше развлекаться прямо сейчас. Кто знает, будем ли мы живы завтра?

Таким образом, каждый человек сталкивается с хроническим конфликтом между тем, чтобы наслаждаться жизнью сегодня или строить лучшее будущее.

Обычный способ, которым люди решают конфликты, – это поиск приемлемого компромисса. Очень немногие преуспевают в достижении своей цели, чтобы жить в полной гармонии, поэтому большинство людей все время стараются приблизиться к этой цели. Большинству людей приходится жертвовать чем-то в настоящем, например, вещами, деньгами, временем, посвященным учебе или подготовке к созданию необходимых условий для хорошего будущего. Эта концепция может быть затронута осознанием того, что жизнь может закончиться в любой момент, и еще более общим осознанием того, что вы не можете полагаться ни на какой прогноз, что произойдет даже очень скоро. Таким образом, люди могут предпочесть жить сегодняшним днем, а не строить отдаленное будущее.

Сможет ли одна их этих противоположных реакций оказать определяющее влияние на поведение мирового рынка?

Я так не думаю, потому что два противоположных способа реагирования на текущую кризисную ситуацию могут повлиять на различные наборы продуктов и услуг. Оба способа объединяются, чтобы уменьшить спрос на продукты и услуги, которые подходят под компромисс. В настоящее время в каждой категории продуктов предлагается широкий выбор, от самых дешевых до самых дорогих. Похоже, что потребление продуктов среднего ценового уровня понизится. Спрос на продукты с более низкой ценой будет расти, в то время как некоторые из продуктов с высокими ценами все равно найдут своих клиентов, готовых платить. Ценообразование – это только один параметр, за которым нужно наблюдать. Некоторые виды продукции, которые не имеют практической ценности, но имеют определенную эстетическую ценность, не будучи действительно великим искусством, могут вообще не найти покупателя.

Кризис окажет значительное влияние на использование технологий. С одной стороны, это ускорит использование новых способов общения и работы на расстоянии. С другой стороны, я ожидаю, что использование новых технологий будет гораздо больше ориентировано на их реальную практическую ценность, чем на добавление новых функций или выпуск новых гаджетов, которые не являются действительно необходимыми.

Что должны делать организации прямо сейчас?

Сегодня – самое подходящее время для переосмысления стратегии и тактики. Все организации сталкиваются с тремя периодами, с их различными внешними воздействиями на бизнес.

  1. В условиях кризиса, вызванного коронавирусом: как выжить, не потеряв будущее.
  2. После коронавируса: как преодолеть экономическую рецессию.
  3. Как выйти из обоих кризисов в изменившуюся экономику и структуру спроса.

Текущий период кризиса, вызванный коронавирусом, дает высшему руководству возможность уделить время рассмотрению возможных изменений на рынке после стабилизации экономики.

Теория ограничений (ТОС) учит нас делать правильные предположения на основе причинно-следственного анализа, а затем получать сигналы, которые говорят нам, ошибаемся мы или нет. Это означает, что предполагать, что «мы ничего не можем знать о будущем», неправильно и наносит больший ущерб. Поэтому обязанность каждого менеджера высокого уровня состоит в том, чтобы делать правдоподобные предположения, определять направление для лидерства в нескольких секторах рынка и отслеживать предупреждающие сигналы.

Есть еще один аспект построения плана для победы в конкурентной борьбе за счет выпуска новых продуктов и услуг, которые были бы весьма ценными для достаточно больших секторов рынка и, таким образом, повышали спрос. Существует абсолютно необходимая потребность в наращивании возможностей и буферов емкости для обеспечения гибкости, позволяющей быстро адаптироваться к новым тенденциям на рынке. Это означает, среди прочих необходимых условий, наличие многоопытных и мотивированных сотрудников для поддержки любых быстрых изменений в ассортименте и/или доставке клиентам. Чтобы достичь этого, высшему руководству, возможно, потребуется придумать новую схему для поддержания взаимовыгодных отношений с сотрудниками.

Как провести такое переосмысление? Необходимо уделить достаточное время совместному переосмыслению со всеми ключевыми игроками, сейчас можно использовать коммуникационные приложения, такие как Zoom или Skype. Я твердо убежден, что стоит также привлечь консультантов ТОС. Прежде всего потому, что они внешние (но умные) люди, наименее привязанные к любым текущим парадигмам, поэтому они могут выявить и оспорить ошибочные скрытые исходные посылки вашего бизнеса. Во-вторых, потому что Мыслительные инструменты ТОС (в том числе «Шесть вопросов Голдратта о новых технологиях») могут эффективно использоваться для анализа восприятия ценности клиентами. А хороший прогноз восприятия ценности клиентами является ключом к любой хорошей стратегии.

Блог Эли Шрагенхайма

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и получите книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.

Фото аватара

Eli Schragenheim,
CEO of Elyakim Management Systems (1992) Ltd

Давайте обсудим...